Центробанк чистит медиаполе от критики и убивает «свободу слова»

Расхожее выражение: «Цель оправдывает средства» похоже чересчур буквально понимает главной регулятор российского банковского рынка — Центробанк. Свои «оздоровительные» зачистки он проводит не только в самих банках, но и в… средствах массовой информации: в газетах, журналах, сети Интернет. Не брезгуя самым черным пиаром в отношении приговоренных им банков, регулятор старательно вычищает медиаполе от критики в свой адрес. Что из этого вышло  – разбирается газета «Версия»

О том, что Центробанк стал активным игроком в медиапространстве говорили уже давно. Уж слишком подозрительной казалась связь, вроде бы и не связанных между собой событий. Сначала в уважаемых деловых СМИ появляется информация о проблемах в том или ином банке, которая провоцирует панику среди клиентов и партнеров финучреждения — они спешно выносят из упомянутого в материале «проблемного» банка свои сбережения; банк стремительно пустеет, а ЦБ тут как тут – вводит временную администрацию и в скорости отзывает у банка лицензию (или направляет на дорогостоящую санацию). Совпадение? Не думаем. Подобная схема прослеживалась на протяжении нескольких лет и была благополучно обкатана на «Мастер-Банке», «Татфондбанке», а в этом году – на банке «Югра».

Схема, пусть и простая, оказалась на редкость действенной, подтверждает сотрудник НРА Антон Запольский.

«С помощью информационной атаки сейчас можно лишить ликвидности любой банк всего за несколько дней», –  говорит он.

В случае с «Югрой» информататки ЦБ были особенно массированными. Что стоит жесткое нагнетание негатива вокруг ситуации с кратковременным техническим сбоем, произошедшим весной этого года. Или постоянные вбросы о бегстве акционеров банка «за бугор». При том, что официальная пресс-служба многократно заявляла – Алексей Хотин, владелец «Югры» не покидал пределов Российской Федерации. Более того, он разработал план спасения банка за счет собственных средств и даже провел переговоры с потенциальным инвестором – саудовским принцем. Принц оказался настолько заинтересован участием в судьбе «Югры», что, отложив все дела, специально приехал на встречу с Хотиным в Москву.

Не черным пиаром единым живет ЦБ. Борьба с инакомыслием идет по всем фронтам. Его сила убеждения заставляет «переобуваться» даже народных избранников. Вспомним главу комитета Госдумы по финансовым рынкам и руководителя Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова. В июле, когда только заваривалась каша вокруг «Югры», он решительно заявлял о том, что банку необходима санация. Однако теперь он всецело на стороне ЦБ, восхваляя его решение об отзыве лицензии.

Интерес ЦБ к игре на медиаполе понятен – с ее помощью можно перетянуть на свою сторону все сомневающихся и заделаться «белым и пушистым». Однако не на всякий роток можно набросить платок – в СМИ то и дело просачиваются настолько нелицеприятные факты о регуляторе, что мы не удивимся, если им заинтересуются правоохранительные органы.