ЦРПТ стал оператором эксперимента по маркировке сигаретных пачек в России

15 января этого года стартовал совместный государственно-коммерческий экспериментальный проект по цифровой маркировке табачной продукции и отслеживанию ее движения по территории России. Проект рассчитан на реализацию в качестве пилотного в течение года, и за это время его инициаторы надеются выявить истинный объем контрафактной продукции на данном сегменте рынка и минимизировать его.

Генерацией кодов занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), а системой слежения – ООО «Оператор ЦРПТ». Функции контроля над проектом правительство возложило на ряд министерств и заинтересованных надзорных ведомств.

— К эксперименту уже присоединились крупнейшие производители табачной продукции, занимающие более 90% рынка, ключевые дистрибьюторы и розничные сети. Производитель на конвейере наносит двухмерный уникальный штриховой код на пачку сигарет. Благодаря криптографическому алгоритму его невозможно подделать или скопировать. Информация о нанесении кода на продукцию передается в реестр средств идентификации, — сообщил замгендиректора по связям с общественностью оператора проекта «Центр развития перспективных технологий» Реваз Юсупов.

В рамках проекта предполагается нанесение на каждую сигаретную пачку, методом прямой печати, двухмерного точечного цифрового кода. В результате путь такой пачки можно будет отследить, с помощью специальной информационной системы, на любом этапе – от производства, через распределение, к реализации потребителю. Таким образом, уверен вице-президент Japan Tobacco International по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев, можно будет «выйти на современное и комфортное для всех участников рынка решение, основанное на передовых российских цифровых технологиях и обеспечивающее прозрачность рынка и полноту налоговых доходов государства».

JIT – не единственный производитель табачных изделий, принявший участие в эксперименте; в этом ряду можно назвать также «Бритиш Американ Тобакко Россия» и «Филип Моррис Интернэшнл» в России. Вкупе эти компании покрывают 90% потребности российского рынка в данной продукции. Также к эксперименту уже присоединились торговые сети «Лента», «Метро СС» и «Дикси».