Михаил Мишустин продолжает цифровизацию ФНС для удобства граждан

Налоговая служба представлялась многим как инквизиция, пройти через подвалы которой было под силу не каждому. Длинные очереди, бесконечные кабинеты, бумаги и бланки и много других неприятных моментов ожидали любого, приводили в трепет и ужас. Платить налоги – и так не слишком приятное занятие (ведь расстаешься со своими кровно нажитыми деньгами), а подобных условиях граждане делали все возможное, чтобы до минимума сократить общение с ФНС (чаще всего просто не регистрировались, работая в теневом секторе экономики).

Михаил Мишустин, глава ФНС, кажется, решил доказать широкой общественности, что налоговая служба – это вовсе не карательный орган, а залог стабильности и благополучия для каждого гражданина нашей страны. Чтобы достичь поставленной цели, руководитель ведомства уже успел внести много изменений, направленных на улучшение качества обслуживания граждан в процессе обращения в налоговые органы. Прежде всего, был взят курс на внедрение новых технологий и переход налоговой службы в цифровое электронное пространство. По мнению Михаила Мишустина, постепенный переход на уплату налогов в режиме онлайн сделает налоговую службу более популярной среди населения. Что ж, сегодня можно сказать одно совершенно однозначно: расставаться с деньгами налогоплательщикам может быть и не стало более комфортно в психологическом плане, но вот с точки зрения удобства и комфорта налоговики совершили настоящий прорыв!

Уже сегодня работают доступные для пользователей сервисы, позволяющие, воспользовавшись приложением с доступным интерфейсом, зарегистрироваться в качестве плательщика налогов и решать многие возникшие вопросы, избегая физического посещения налоговой службы. По мнению главы ФНС Михаила Мишустина, именно такой удобный сервис станет инструментом мотивации для налогоплательщиков. В настоящее время 53 электронных сервиса позволяют существенно сэкономить время и нервы на заполнении отчетов и проведении платежей.  Можно посмотреть задолженность, уточнить, по каким налогам или платежам она возникла, при получении новой квитанции тут же оплатить ее через мобильный банк. В любых спорных вопросах плательщику налогов, который не смог разобраться во всех возможностях и тонкостях работы новой системы (хотя он, нужно отдать должное разработчикам, интуитивно понятен), помогут во всем разобраться сотрудники колл-центов, всегда готовые прийти на помощь.

Введение электронного документооборота, развитие других электронных и мобильных сервисов, по словам Михаила Мишустина, преследует и еще одну глобальную цель: сократить возможность личного общения служащих ФНС и налогоплательщиков, а, значит, существенно снизить коррупционную составляющую.

Отдельно направление работы ФНС –это совершенствование самой системы налогообложения. Не секрет, что существующие формы (ИП, ООО и др.) на сегодня не являются оптимальными для всех категорий граждан. Чтобы легализовать занятых в надомном производстве (сверхмалый бизнес парикмахеров, кондитеров, нянь, репетиторов и т.д.) Михаил Мишустин предлагает ввести единый налог для самозанятых. ФНС предлагает ввести 4-процентный налог для данной категории граждан, который будет включать в себя и платежи в фонды (именно они на сегодня как раз и являются решающим фактором в плане определения степени легализации для граждан). Минимум отчетности, платежи по налогам онлайн или автоматические отчисления с банковского счета –работать легально должно быть удобно, – считает Михаил Мишустин.

Процедура регистрации займет всего несколько минут, а преимуществ зарегистрированные пользователи, по мнению главы ФНС Михаила Мишустина, получат достаточно много. Оплачивая налоги, пользователи смогут контролировать свои доходы, планировать развитие бизнеса и пользоваться другими удобными встроенными инструментами.  Легализация откроет для самозанятых возможность получения кредитов в банках, отсутствующую сейчас по причине невозможности предоставить справку об официальных доходах.

Пока многие нововведения находятся в тестовом режиме и только в начале 2019 года планируется запустить пилотный проект, который будет реализован сначала в 4 регионах нашей страны (Москва, Московская область, а также в Татарстане и Калужской области). Планируется тестировать систему на протяжении 1 календарного года и лишь по прошествии этого времени сделать выводы и провести «работу над ошибками».

Уже сегодня Михаил Мишустин и его команда ведут переговоры о сотрудничестве со многими агрегаторами, работающими в режиме онлайн. К таким агрегаторам относится, к примеру, «Яндекс.Такси» и другие аналогичные сервисы по предоставлению заказов. Планируется сделать для пользователей, зарегистрированных в качестве самозанятого плательщика, упрощенную процедуру регистрации. Если вы захотите стать, к примеру, водителем в «Яндекс.Такси», вам достаточно будет просто внести в базу данных номер своего водительского удостоверения и остальные данные о вас Яндекс получит в автоматическом режиме.

Нововведения коснутся и использования контрольно-кассового оборудования: переход на онлайн-кассы в скором будущем будет обязателен для всех, без исключения, организаций торговли и сферы услуг. Утаить продажи, провести через «левую кассу» и, таким образом, уклониться от налогов станет невозможно.

По заявлению главы ФНС Михаила Мишустина, все инновации будут направлены на улучшение качества товаров и услуг, на более комфортные условия работы для физических и юридических лиц, а также на защиту прав потребителей, которые смогут предъявить претензии к качеству товаров и услуг. Существующая система пока еще несовершенна и находится в стадии доработки, но ее будущее, бесспорно, подставляется весьма перспективным и уже сейчас все больше пользователей совершенно уверены в том, что «оформит отношения» с налоговой службой сегодня стало намного проще, а бюрократический аппарат стал не таким раздутым, как ранее. Подводить итоги пока рано, но по мнению аналитиков, у новой налоговой системы большое будущее.