Михаил Мишустин рассказал о плюсах применения онлайн-касс

Онлайн-кассы были введены в России не так давно, однако уже сейчас, на основе опыта работы почти 2 миллиона аппаратов контроля данного типа,  можно дать оценку эффективности их использования.

«Миллионы точек продаж на территории всей страны непрерывно передают информацию о том, какие товары и услуги, кем, где и по какой цене проданы. Сфера потребления становится транспарентной», — заявил Михаил Мишустин, глава ФНС России.

Онлайн-кассы: история новаторских изменений

Запрос на появление единого сервиса контроля за сферой торговли, адекватного, бесперебойно работающего и защищенного от нечистых на руку продавцов, появился несколько лет назад. В 2014-м году к ФНС от Бюро Форума был направлен запрос с просьбой возглавить работу по предоставлению электронных сервисов налогоплательщикам и развитию цифровых каналов доставки услуг. Началась напряженная работа, результатом которой годом позже был определен профиль налогоплательщика будущего, а также перечень прорывных технологий, над которыми нужно вести активную работу. Чуть позже Михаил Мишустин, глава ФНС, представил разработанную его ведомством Модель оценки цифровой зрелости налоговых органов, которая в настоящее время используется не только в нашей стране, но и за рубежом для определения уровня технологического развития.

В апреле 2017 года ФНС впервые представила технологию онлайн-ККТ, получившую высокие оценки представителей ОЭСР и Брисбенской группы — неформального объединения наиболее технологически развитых налоговых служб в мире. К руководителю российской ФНС Михаилу Мишустину стали обращаться главы налоговых служб других стран мира с просьбой поделиться технологиями.

Что такое онлайн-кассы

О том, что такое онлайн-кассы и на чем они основаны, рассказал Михаил Мишустин, глава ФНС. По его словам, в основе лежит технология «интернета вещей» и аналитики Больших данных. Информация о расчетах в режиме реального времени передается в адрес налоговых органов, данные хранятся на серверах ФНС, в т.ч. и с использованием облачных технологий. Использование данной технологии позволяет сократить отчетность (планируется в будущем ее полная отмена) и минимизировать риски мошенничества, а также полностью выводит из «тени» всех продавцов. Контроль за продавцами осуществляют как представители налоговой, так и покупатели, каждый из которых с помощью специального мобильного приложения может проверить достоверность выданного ему чека. Результаты проверки чеков автоматически поступают в базы данных ФНС.

«Для малого бизнеса в рознице и сфере услуг касса фактически стала точкой входа в digital-экономику и «заменила» службу закупок, аналитический отдел, службу безопасности, IT-отдел, программы лояльности. Система дала им доступ к новым возможностям аналитики и планирования своего бизнеса, ранее доступным только крупным сетям», — подчеркнул Михаил Мишустин.

В настоящее время в российской системе уже зарегистрировано порядка 2 млн. онлайн-касс. После их запуска Налоговая отчиталась о том, что рост собираемости налогов увеличился примерно на 20%.

Есть ли сложности?

В качестве основной сложности для бизнеса, который использует онлайн-кассы, многие называют сбой программ. Что делать, если такое произошло? Оказывается, на этот случай налоговая подготовила инструкцию, содержащую четкий порядок действий, который был закреплен принятым от 03.07.2018 года законом №192-ФЗ.

Никаких сложностей нет:  в случае поломки в течение 5 рабочих дней в налоговую подается заявление о перерегистрации онлайн-кассы или снятии ее  учета. Законом определен месячный срок на отправку аппарата на экспертизу, если причиной поломки является заводской брак, то налогоплательщик освобождается от обязанности оплачивать экспертизу, от обязанности передачи фискальных данных в налоговую и административной ответственности за их непредоставление.

Если вдруг налогоплательщик прекратил свою деятельность, но не снял онлайн-кассу с учета, это может сделать налоговая самостоятельно.