Спрос диктует новый формат

Сергей Ломакин
Сергей Ломакин

Почему покупатели предпочитают небольшие магазинчики у дома?

Большие гипермаркеты, в которых можно сегодня купить практически любой товар, теряют свою актуальность и уже в этом году огромная часть крупных компаний заявила о том, что планируют избавляться от такого формата. Что теперь ждет гипермаркеты? Большие ритейлеры —  X5 Retail Group, “Дикси”, “Магнит” —  так же планируют в этом году уходить от формата  огромных супермаркетов.

Что будет дальше с гипермаркетами в нашей стране и почему от них хотят избавиться? Разобраться в этом вопросе журналистам «Кп.ру» помог Сергей Ломакин, который стал известен благодаря свои проектам, одним из которых является сеть магазинов Fix Price.

Справка КП.ру
Ломакин Сергей Александрович — российский бизнесмен, меценат и благотворитель.

Родился 23 августа 1973 года в Москве. В возрасте 25 лет в 1998 году вместе с партнерами основал торговую сеть «Копейка», одну из первых в России сетей продовольственных дискаунтеров, в которой протрудился в должности генерального директора до 2007 года. Сеть «Копейка», по мнению инвесторов, в 2006 году считалась наиболее привлекательным активом в российском ритейле. В 2007 году активы сети купила ГК «Уралсиб», а Сергей Ломакин создал совместно с зарубежными инвесторами инвестиционную компанию, где возглавил направление по организации в России новых стартапов в ритейле и инвестированию. Так в стране появились «Fix Price», «Modis» и «ЦентрОбувь». Уже в декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина открылся первый магазин «Fix Price». Спустя 12 лет, в сентябре 2019, сеть «Fix Price» вошла в ТОП-150 крупнейших по выручке компаний в стране по версии РБК (136 место), а также в ТОП-100 крупнейших частных компаний российского рынка по версии Forbes (95 место). Сегодня Fix Price – международная сеть, которая представлена в России, Беларуси, Грузии, Казахстане и Латвии. Общая торговая площадь магазинов превышает 530 тысяч кв. метров. Открыто более 3500 магазинов в 830 населенных пунктах в 78 регионах РФ и за ее пределами.

 Сергей Ломакин вспоминает, что 20 лет назад, когда гипермаркеты только открывались в нашей стане, они набирали огромную популярность хотя бы из-за того, что были в новинку для пост советских людей. Сейчас же покупатели потеряли интерес к подобному формату.

Да и поставщики уже не в восторге от сотрудничества с гипермаркетами, особенно после кризиса в 2008 года, когда работать им приходилось только на условиях компаний, замечает наш эксперт.

«Основной причиной отказа публики от гипермаркетов становится падение покупательской способности, которая наблюдается все последние годы. Гипермаркеты, в самом начале действительно предлагавшие более выгодные условия покупки за счет иной бизнес-модели, перестали соперничать по цене с дискаунтерами у дома» —  одна из главных причин, по мнению Сергея Ломакина.

Так же со временем меняются и привычки людей. Если раньше семья проводила весь выходной день в гипермаркетедля закупки  продуктов на пару недель вперед, то теперь покупатели выбирают несложные покупки в течение недели в магазинах возле дома, тем более продукту свежие и цены сравнялись с ценниками в больших гипермаркетах. Но самое большое изменение в нашу жизнь принесли новые технологии. Онлайн супермаркеты также набирают огромную популярность. Сегодня уже этот вид покупок имеет большую популярность, а через несколько лет шоппинг в интернете может полностью заменить обычный поход в магазин. Именно благодаря такой статистике большинство компаний открывают свои онлайн-маркеты.

Как пишет КП.ру, люди  быстро устают от схожих товаров в больших магазинах. Покупатели уходят от гипермаркетов в поисках чего-то более нового и интересного. По словам Сергея Ломакина, гипермаркеты теряют свою актуальность и это  явление абсолютно не ново. Зарубежные ритейлеры уже сейчас вынуждены играть с новыми форматами и придумывать что-то более привлекательное. Но в нашей стране этот процесс произошел очень быстро, буквально за 20 лет покупатели «устали» от больших торговых супермаркетов и стали искать что-то новое.

Стоит заметить, что  и на эти изменения ритейлеры обратили внимание. За последние пару лет крупные ретейлеры стали открывать больше магазинов небольшого размера т.н. «магазины у дома», которые размещаются  в жилых районах, Ассортимент подобных небольших супермаркетов также весьма разнообразен: продукты питания соседствуют с товарами повседневного и долговременного спроса. Но все же судьба гипермаркетов еще не решена. По словам Ломакина, не стоит верить тому, что такие ритейл-гиганты исчезнут через 3 года, хотя уже сейчас количество покупателей гораздо снизилось.