Власти Краснодарского края мешают строительству терминала по перевалке аммиака

Компания “Тольяттиазот” (ТоАЗ), реализующая проект строительства терминала для перевалки аммиака и сыпучих удобрений в порту Тамани, столкнулась с множеством проблем, сообщает “Независимая газета”.

При выходе на проектную мощность оборот строящегося терминала может достигать пяти миллионов тонн аммиака в год. Кроме того, реализация проекта позволит создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет и повлияет на развитие социальной инфраструктуры. Но, по неизвестным причинам, проект не находит поддержки у местных властей.

По подсчетам аналитиков агентства SeaNews в марте 2019 года грузооборот российских морских портов вырос в целом на 3,2% по сравнению с показателями за март 2018 года. Порты Балтийского, Дальневосточного бассейна, а также Арктики показали заметный рост объемов грузооборота по сравнению с прошлогодними показателями. Но порты Азово-Черноморского бассейна продемонстрировали падение грузооборота на 12,2%.

Аналитики уверены, развитию южных портов препятствует отсутствие необходимой инфраструктуры. Расширение порта Тамани могло бы способствовать решению проблемы, но реализация проекта затягивается уже на протяжении многих лет, несмотря на интерес со стороны инвесторов и поддержку федерального центра.

Компания “Тольяттиазот” пытается построить свой терминал на Тамани по перевалке азота уже на протяжении 20 лет. Проект был заявлен в 1999 году, но его пришлось заморозить в начале 2000-х годов.

Вернулась компания к проекту в 2015 году. ТоАЗ заявил даже, что собирается реализовать проект без финансовой помощи со стороны государства. За эти четыре года компания согласовала и подписала множество документов по строительству терминала, но процесс все время тормозится.

В компании уверены, что причиной множества проблем со строительством терминала является позиция региональных властей, которые не идут навстречу инвестору.

Так, в 2016 году Арбитражным судом Краснодарского края был удовлетворен иск краевой администрации о признании права собственности 12 объектов инфраструктуры, которые входят в структуру строящегося терминала. И это несмотря на имеющиеся соглашения с местными властями.

Кассационная инстанция впоследствии отменила это решение, но в 2017 году власти Кубани попытались добиться контроля над инфраструктурными и вспомогательными объектами.

А несколько месяцев назад 2019 года арбитраж вынес решение о сносе этих объектов. По окончанию судебного заседания представители ТоАЗ заявили о намерении обжаловать это решение. Кроме того, компания собирается ходатайствовать о рассмотрении законности проведения судебной экспертизы организацией, которая была учреждена истцом.

Почему же власти препятствуют реализации проекта? Ведь, создавая некомфортные условия для инвестора, они лишь помогают развивать украинские порты. Например,  в отличие от южных портов России, Одесский морской порт, который использует в настоящее время ТоАЗ для транзита аммиака, увеличил грузооборот вырос за год на 5,1%.