Депутат Государственной Думы Михаил Романов: «Чтобы рынок не страдал от нехватки рабочей силы – нужна профориентация школьников»

Депутат Государственной Думы ФС РФ, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по контролю, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов рассказал о том, как в будущем можно снизить дефицит рабочей силы на рынке труда и подарить возможность нынешним школьникам выбрать дело жизни. Речь о профориентации зашла на заседании Общественного Совета по малому предпринимательству при главе Администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором участвовали сотрудники администрации, школ и представители бизнеса.

Торжество прошло с вручением дипломов предпринимателям, занявшим призовые места на районном конкурсе «Лучший предприниматель Невского района Санкт-Петербурга». Награду получили: главы компании по производству спортивного белкового питания «Бригантина», частного детского сада «Учебный центр Прессто» и предприятия по производству обучающего интерактивного оборудования «ПОС 78». Еще один диплом конкурса был вручен за помощь в обеспечении водой бригад Скорой медицинской помощи – компания «Петерпайп» привозила медикам воду в период распространения коронавирусной инфекции.

Михаил Романов поблагодарил социально ответственный бизнес и попросил передавать предложения и идеи, которые потом донесет до коллег по парламенту. Депутат уверен, что невозможность всерьез говорить об эффективности ученической профориентации без привязки к развитию экономики, работе конкретных предприятий.

– Сегодня ускоряющееся развитие технологий постоянно меняет ситуацию на рынке труда: какие-то профессии уходят в прошлое, появляются новые, популярность одной и той же специальности из года в год нестабильна. Чтобы рынок не страдал от нехватки рабочей силы, а молодые люди имели возможность самореализоваться, необходимо повышать уровень профориентации в школах. В масштабе страны и в регионах активно проводятся мероприятия в молодежном формате, где школьникам предлагают выбрать профессию и дальнейший образовательный и карьерный путь, исходя из реалий рынка труда и востребованности различных профессий. Санкт-Петербург уделяет профориентации школьников очень большое внимание. Город создает для ребят кванториумы, инженерно-технологические школы, вкладывает значительные средства в оснащение классов предпрофессиональной подготовки и лабораторий. В соседней Ленинградской области предприятия активно ведут предпрофильную подготовку школьников, по собственной инициативе открывая специализированные классы, составляя программы обучения, ориентированные на поступления в вузы соответствующего направления. И тем не менее, различные исследования в этой сфере показали, что современные школьники зачастую выбирают будущую профессию, опираясь не на профориентацию, а на устоявшиеся в обществе стереотипы о «модных» специальностях, например, юриста и экономиста. Неосознанность выбора заставляет органы государственной власти задуматься о принятии системных мер. Государственная Дума в настоящее время занимается разработкой современных эффективных методов организации профориентации на общефедеральном уровне. Специальность школьники должны выбирать не по рекомендациям родителей, а исходя из своих способностей, знаний и потребностей рынка труда применительно к региону, – сказал Михаил Романов.

Парламентарий изучил статистику и рассказал, что большинство учащихся 9-10-х классов не определились ни с профессией, ни с образованием, поэтому методы профориентационной работы должны совершенствоваться. Они позволят уберечь школьников от неправильных выборов и позволят подобрать для себя удачную позицию, в том числе и среди узких рабочих специализаций.

– Для того, чтобы люди выбирали профессию не по стереотипам и моде, а по рыночной востребованности и собственному интересу, необходимо дать учащимся возможность ближе познакомиться с различными специальностями и самим посетить производство, съездить на предприятия, пообщаться с сотрудниками, возможно, выбрать наставника, получать правильное представление о том или ином ремесле и таким образом найти любимое дело. Ведь важно, чтобы работа была не только способом заработка или достижения карьерного роста, но и интересным занятием, приносящим удовольствие и новые знания. Чтобы молодые люди работали по специальности и не стояли на бирже труда, школы и вузы должны теснее взаимодействовать с работодателями. Очень правильно, что школы Невского района открывают свои двери для предприятий, позволяя своим ученикам еще в старших классах прокладывать профильную траекторию, чтобы в будущем претендовать на достойные карьерные позиции, – сказал Михаил Романов.